Меню
Андрей Деркач
Народный депутат
Украины
Назад к списку публикаций

Обращение к Его Всесвятейшеству Варфоломею, Архиепископу Константинополя – Нового Рима и Вселенскому Патриарху

Обращение к Его Всесвятейшеству Варфоломею, Архиепископу Константинополя – Нового Рима и Вселенскому Патриарху.
  • 15.02.2021
2021

Город Киев, Украина                                           12 февраля 2021 года                      

 

 

Обращение к Его Всесвятейшеству Варфоломею,
Архиепископу Константинополя – Нового Рима
и Вселенскому Патриарху

 

Ваше Всесвятейшество!

Два года назад был провозглашен Томос об автокефалии ПЦУ. Спустя два года можно с сожалением констатировать, что благая цель уврачевания раскола не достигнута. Напротив, сегодня мы оказались на пороге великих потрясений для всего православного мира.

Данное обращение, Ваше Всесвятейшество, есть отражением колоссальной обеспокоенности от углубления разделения, которое коснулось почти каждой православной семьи.

Настоящим письмом мы хотели обратить Ваше внимание и руководимого вами Синода Патриархии на те последствия, которые произошли в результате провозглашения Томоса. Лично Вы, Ваше Всесвятейшество, во многих своих интервью рассказываете о том, что теперь в Украине текут «молочные реки» и «цветут райские сады», которые якобы являются плодом уврачевания раскола после выдачи Томоса.

Только то, что происходит на самом деле, не соответствует тому, что Вы говорите.

В своем интервью греческому агентству «То Вима» (на языке оригинала «ТО ВНМА») Вы пояснили многие позиции, которые Вы лично воспринимаете в своем понимании, как реальную проблему всех православных в Украине.

Вы утверждаете, что «украинская автокефалия как акт ответственности со стороны Матери-Церкви перед миллионами наших православных братьев и сестер в Украине» является большим благом. Но реальность говорит о другом, и Ваши слова не подтверждаются реальными фактами нынешней церковной жизни в Украине. Начиная с кривобоко проведенного «Объединительного Собора», на котором присутствовало абсолютное меньшинство противоборствующих между собой УПЦ КП, УАПЦ и маргинальных представителей УПЦ, и до сегодняшнего дня, когда камень раскола никто так и не смог сбросить с дороги движения к всеобщему церковному единству.

Несколько лет назад на совещании глав и представителей глав Поместных Церквей Вы обратились к тем миллионам православных братьев в Украине, которые, по Вашему мнению, временно были вне церковной ограды из-за раскола с 1992 года.

Сегодня реальность такова, что после принятия Томоса и образования ПЦУ уже не миллионы, а десятки миллионов оказываются вне церковной ограды, поскольку во время работы по подготовке «Объединительного Собора» направленные Вами Экзархи почти за полгода не смогли достичь в ходе переговорных процессов консенсуса между всеми православными группами Украины для того, чтобы «Объединительный Собор» в реальности был объединительным.

Православная общественность Украины с удивлением наблюдала за тем, как в соборе Святой Софии (Киевской) под руководством Вашего Экзарха Митрополита Эммануила проходил реально не «Объединительный Собор», а сговор между враждующими религиозными группами Украины ради того, чтобы получить от Вас законный Томос. Никто в мире, в том числе и мы, не подвергаем сомнению Ваше каноническое право даровать автокефалию той или иной Церкви на законных, канонических основаниях. И этим правом успешно пользовались все Ваши предшественники.

Однако впервые дарование автокефалии произошло совершенно необъяснимым образом, когда в руки людей, не имеющих канонического статуса и враждующих между собой, как манна небесная с неба упал Томос, который сделал их каноническими в то время, когда они (как известно всему православному миру) не имели канонических степеней иерейского и архиерейского достоинства.

За два прошедших года из 14 поместных православных Церквей только 4 Церкви признали Ваше право даровать автокефалию ПЦУ, но никаким образом не признали каноничность клириков ПЦУ. О чем свидетельствует тот факт, что другие 10 Церквей хранят полное молчание, а «братского» сослужения Митрополита Епифания с главами Церквей, которые признали ПЦУ, до сегодняшнего дня так и не состоялось.

Несмотря на титанические усилия, прилагаемые лично Вами, и участие евроатлантической дипломатии, триумфального признания Вашего решения так и не произошло. Констатируя эти факты, мы убеждены в том, что Вы не можете не понимать того, что реального объединения и уврачевания раскола не случилось, а произошла гибридная пропагандистско-информационная акция, направленная на заведение в полное заблуждение всех тех, кто не до конца разбирается в тонкостях канонического права.

Но настоящим письмом мы хотим сообщить Вам о том, что без общеправославного консенсуса уврачевать раскол в Украине не получилось. Дарование автокефалии двум церковным группировкам реально картину не изменило, а разделение теперь произошло не по приходам и епархиям, а по сердцам православных людей.

Также не соответствует истине Ваше заявление о том, что «единство православия не подвергается проверке из-за ответа Вселенского Патриарха на просьбу украинских православных». Этот ответ не только не обеспечил преодоление раскола в Украине, но и обернулся разобщением, смущением и искушением предвестниками раскола внутри большой православной семьи. Сам раскол грозит перекинуться на весь православный мир и уже ограничивает евхаристическое общение. 

Что касается созданной ПЦУ «автокефалии», то православные Украины являются свидетелями еще одного раскола внутри самой ПЦУ, где существуют два центра управления во главе с «Почетным Патриархом» Филаретом и его непримиримым оппонентом, бывшим воспитанником «Митрополитом» Епифанием.  Может Вы не знаете, что происходит на самом деле?

Логичным следствием смуты является раскол и в самой ПЦУ. После получения Томоса «Патриарх» Филарет заявил о расколе в ПЦУ и обвинил «Митрополита» Епифания. «Митрополит» Епифаний же отбросил слова «Патриарха» Филарета, заявив, что того не поддерживают в Церкви. У уважаемого отдельными гражданами Украины религиозного деятеля, в конце концов, старика, «Почетного Патриарха» Филарета молодые, воспитанные им «волки в рясах» отобрали с помощью бизнес-партнёра Порошенко Андрея Мацолы имущество, собственность и пока еще разрешили служить в Свято-Владимирском соборе. Теперь «Почетный Патриарх» Филарет «рукополагает» новых «епископов», пытаясь реанимировать УПЦ КП, называя делегированные Вами в Томосе права обманом и фикцией и обвиняя своих бывших воспитанников в рейдерстве и нарушении обязательств.

Уповая на Вашу мудрость, просим на мгновение стать на место простого прихожанина, одного из миллионов прихожан Украинской православной Церкви. Им, как и всем православным Украины, было обещано прекращение междоусобиц и конфликтов.

Но что чувствует душа православного брата, когда его храм захватывают? Когда святыни отчуждают в пользу ПЦУ? Когда политики решают, кому служить, а кого наречь изгоем, руководствуясь политическими или геополитическими интересами под выборы Президента Украины.

Вот только некоторые из фактов «врачевания раскола под Вашим омофором», а по сути, рейдерства, междоусобиц, кровавых драк и уголовно наказуемых деяний, произошедших с момента получения Томоса.

16 января 2019 года в селе Шандровец Турковского района Львовской области сторонники ПЦУ взломали монтировкой двери в церковный домик, требуя отдать им ключи от храма Святого Архистратига Михаила.

3 февраля 2019 года сторонники ПЦУ устроили потасовку с прихожанами УПЦ у Свято-Преображенского храма с. Гнездичне, Тернопольская область.

21 февраля 2019 года в селе Курозваны Ровенской области «активисты» ПЦУ захватили храм УПЦ. 15 марта осуществили попытку захвата дома настоятеля храма.

22 февраля 2019 года представители УПЦ КП и сторонники ПЦУ штурмовали храм Святого Николая Чудотворца УПЦ в селе Жидичев на Волыни.

10 марта 2019 года в селе Барановка Житомирской области была предпринята очередная попытка захвата храма, однако верующим УПЦ удалось отбить атаку.

15 марта 2019 года сторонники ПЦУ залили смолой замки на дверях Спасо-Преображенского храма в селе Лука-Мелешковская Винницкой области — чтобы помешать Божественной литургии.

17 марта 2019 года в селе Погребы Броварского района Киевской области радикалы совершили попытку захватить Свято-Успенский храм УПЦ.

1 ноября 2019 года нападению раскольников подвергся храм в честь Архангелов Михаила и Гавриила в с. Старая Жадова Сторожинецкого района Черновицкой области, конфликт вокруг которого решается в суде. Сторонники и служители ПЦУ незаконно проникли в богослужебное здание, предварительно срезав замки.

3 ноября 2019 года радикально настроенные лица пытались захватить храм в селе Калиновка Житомирского района Житомирской области.

На сегодняшний день известно о более 250 подобных неприглядных и сеющих смуту деяниях. (Информация в дополнениях).

Была ли спокойной Ваша душа, наблюдая вместо Человеколюбия – ненависть, вместо единения вокруг Веры – вражду, вместо Мира – насилие?

Мало констатации факта, что Вы читали «ряд утверждений о насилии экстремистских групп против православных в Украине» и осудили их с самого начала.

К сожалению, в наступившем духовно-каноническом хаосе, организованном при Вашем участии, сформировался новый политический формат православия, где стало обычным постыдное разделение людей по признакам религии, языка, национальности; использование парамилитарных формирований и серфинга на национал-радикальной риторике. Как это совмещается с декларированием Вами позиции недопущения «федерализации Православной Церкви и заигрывания с протестантскими стандартами»?

Увы, Томос стал частью политической жизни Украины и инструментом в постыдных деяниях политиков. Заручившись расположением Вселенского Патриархата, потенциальный военный и государственный преступник Порошенко совместно с бизнесменами, спонсировавшими эту поддержку и фактически, по мнению многих православных, приобретение Томоса, прикрываясь автокефалией, вносят раскол и смуту в православную семью.

«Вам тут не место! Не место тут вашей церкви!» — это заявление на тот момент Президента Украины Петра Порошенко в адрес миллионов православных братьев и сестер, прихожан УПЦ, сделанное всего за несколько месяцев до получения Томоса.

Но кто давал власть одному назвать изгоями миллионы? Кто позволил одному сделать миллионы православных «людьми отверженными»?

Кто уполномочил правоохранительные органы осуществлять силовое вторжение в церкви, помещения Епархиальных управлений с целью оказания давления на епископов УПЦ?

Кто дал право спецслужбам Украины проводить слежку за архиереями УПЦ?

Кто уполномочил силовиков на угрозы и так называемые мотивирующие беседы с представителями Церкви?

16 священников Ровенской епархии УПЦ были в один день вызваны на допрос в СБУ в преддверии так называемого «Объединительного Собора». Архиереев УПЦ пограничники останавливали на въезде и выезде из Украины, держали по три часа с целью выяснения личности, при этом проводя «мотивирующие беседы» с участием людей в штатском.

Фактически епископы УПЦ привозились на «Объединительный Собор» в декабре 2018 года под конвоем (сопровождением) сотрудников департамента «Т» СБУ, а его руководитель Виктор Кононенко (тогдашний руководитель, сегодняшний политический партнер, депутат партии «ЕС» Порошенко) осуществлял не только организацию своза участников, но и присутствовал вместе с другими сотрудниками департамента «Т» в помещении собора Святой Софии Киевской. Он также организовывал нужное голосование с участием бизнесменов, которые наряду с бывшим президентом Порошенко являлись «бенефициарами» Томоса. Весь президентский избирательный тур Порошенко был построен и сопровождался агиткой в виде «гастролей» Томоса по областям Украины, как дополнение к митингам предвыборной агитации.

По-Вашему, это не политическое православие?

Один из епископов УПЦ Митрополит Агапит был освобожден нами из-под «конвоя сопровождения» в ночь накануне этого так называемого «Объединительного Собора» в исполнении политиков, СБУ, националистов. Всему этому есть документальные подтверждения, видео- и фотодокументы.

Это недопустимо ни по законам светским, ни тем более по Закону Божьему.

Как все вышеперечисленное совпадает с Вашим заявлением «Я не могу допустить, чтобы православная экклезиология была искажена на алтаре низменных мотивов. Я не имею права отступить ни на шаг. Слово Истины острее любого ножа. Это свидетель истории, источники, записи, факты. Это искажено деньгами, запугиванием, пропагандой и сновидениями в летнюю ночь. О нет! Давайте стоять прямо!»?

Не хочется думать, что основной причиной сотрудничества с Петром Порошенко и новой властью является исключительно цель рейдерского завладения церковной собственностью на территории Украины. Может быть, Вы этого не видите, находясь на расстоянии от нас? Но события, которые сопровождали Томос, а также происходящее после его вручения, являются неприглядными.

Чем можно объяснить тайный протокол, подписанный 3 ноября 2018 года в Стамбуле Вами от имени Церкви и потенциальным военным и государственным преступником, на тот момент Президентом Украины Порошенко, об обязательствах государства передать Вам 11 украинских святынь (храмов, соборов, монастырей, Лавр), находящихся сегодня в пользовании для молитвенного служения верующих УПЦ?

Вы опять поднимали вопрос о передаче Вам церковной собственности в соответствии с незаконным, аморальным, мошенническим договором от 3 ноября 2018 года и на встрече с Президентом Владимиром Зеленским во время его официального визита в Стамбул?

Отъём имущества у «врачуемой паствы» и православных братьев – это, по-Вашему, нравственные методы лечения?

«Давайте стоять прямо!», Ваше Святейшество, и видеть факты и свидетельства, которые видят православные в Украине и не только.

Политический формат православия и раскол в результате Томоса стали очевидны. Одни Церкви из православной семьи признают ПЦУ, а другие не признают. И увеличение признавших ПЦУ с одной до четырёх Церквей (за два года) из четырнадцати – яркое тому подтверждение.

К сожалению, к православному расколу привело и внешнее вмешательство.

«Поздравляем Православную Церковь Украины со второй годовщиной получения Томоса об автокефалии! Мы поддерживаем возможность для всех украинцев исповедовать религию в соответствии со своими убеждениями и без внешнего вмешательства», — так «поздравило» украинцев дипломатическое представительство США.

Хотя совсем недавно на тот момент государственный секретарь Соединенных Штатов Америки Майк Помпео заявил, что позаботился о том, чтобы США «поддержали международное признание православной церкви Украины», и таким образом помог ее главе Епифанию избежать «российского влияния», а сегодня они говорят о «невмешательстве» в религиозные дела Украины.

Беззастенчивое лукавство, двойные стандарты и попытки вмешательства представителей других государств и конфессий видны невооруженным взглядом.

Еще раз взгляните, если сможете, Ваше Святейшество, на сложившуюся ситуацию глазами простого православного человека, гражданина Украины. Вам не страшно?

Не хочется думать, что целью таких действий является также решение геополитических задач по формированию из нашей страны зоны раздражения и «красной тряпки» для России.

Разве это было целью Томоса? Разве вражда и смута были во главе создания ПЦУ? Если нет, почему примирение в православной семье спустя два года так и не наступило? Возможно, мы ошибаемся, но почему все больше за Вашим омофором видны геополитические интересы и рейдерские намерения?

При этом отсутствие диалога внутри православной семьи на эту тему, в том числе между Вами и Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, вносит еще большие смущение и смуту.

Мы уже заявляли, что каждый из нас, верующих мирян Украины, не желает, чтобы наша страна стала причиной раскола среди православных Церквей мирового православия.

Но то, как сегодня Вами проводится позиция Первенствующего Патриарха, а не равного среди равных, не свойственно нам как православным в понимании соборности в управлении.

Ваша позиция ультиматумов в виде только признания украинской автокефалии всеми православными Церквями и нежелание реагировать на «призывы к всеправославным встречам», возможно, ошибочна. Разберитесь. Возможно, Вы ошибаетесь. И как Патриарх, и как простой смертный человек. Вы не святой, Ваше Всесвятейшество. И, как любой из нас член полноты православия, можете поддаваться искушениям.

Важно отметить, что мы не против кого-либо из наших православных братьев, но мы – против действий, которые ставят под угрозу единство большой православной семьи, против постыдных поступков, ставящих под сомнение авторитет православия инославными.

После анонсированного приглашения Вас в Украину Президентом Владимиром Зеленским начала вестись активная работа власти и политиков по имплементации норм принятого еще во времена Порошенко закона, который обязывает переименовать УПЦ в «Русскую православную церковь в Украине». А также предпринимаются попытки отобрать у УПЦ Киево-Печерскую и Свято-Успенскую Почаевскую Лавры, а также другие церкви, соборы, храмы и помещения в процессе ликвидации, переподписания договоров, реорганизации.

В январе 2021 года Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий анонсировало специальный законопроект, который усиливает давления на УПЦ. Заявление об организации деятельности УПЦ делает вице-премьер, человек нехристианского вероисповедания.

В январе этого года один из лоббистов и организаторов Томоса, нынешний чиновник Кабинета Министров Украины  Андрей Юраш (адепт УПЦ КП, ПЦУ) призвал блокировать рассмотрение Конституционным Судом Украины обращение 49 народных депутатов о неконституционности  дискриминационного по отношению к УПЦ Закона № 2662 от 20.12.2018 года.

Также с января этого года после получения известия о возможном Вашем приезде в августе на празднование 30-летия Независимости Украины резко активизировались различного рода провокаторы и  молодчики, которые с целью обострения ситуации провоцируют или реально захватывают храмы и мошенническим путем пытаются или незаконно перерегистрируют с помощью действующей власти общины и собственность, принадлежащие УПЦ.

Более того, различные СМИ, финансируемые противниками православия, разжигают страсти и настраивают народ на то, что Вы и Ваш Синод готовы покончить с икономией по отношению к епископату и клиру УПЦ во главе с Митрополитом Онуфрием и применить к ним акривию. Мы убеждены в том, что Вы хорошо знаете историю Вселенского Патриархата и сколько Ваших предшественников были низложены с престола за то, что вносили смуту в межправославные отношения, и надеемся, что у Вас нет цели на «финишной прямой» Вашей жизни «гнать лошадей куда попало, а дальше будь что будет». Многая лета Вам, Ваше Всесвятейшество.

А потому мы просим и призываем Вас, Ваше Всесвятейшество, к своему приезду в Украину начать прекращенный Вами межправославный диалог по украинскому вопросу с участием всех 14 Православных Церквей и только после этого прибыть с реальным пакетом и дорожной картой реального и всеобъемлющего примирения православных в Украине, а не с захватническим и коварным «планом Барбаросса». Для чего, как Вы понимаете, необходимо участие всех сторон православной общины Украины, не подменяя всех действующих лиц фейковыми фигурами или разного рода мошенниками.

Во время своего визита в Санкт-Петербург в мае 2010 года Вы сказали слова своего «предшественника нашей мерности» святителя Григория Богослова «гони коня к цели, чтобы излишеством не наскучить». Уверены, в свое время святой, которого Вы процитировали, был прав, но не сейчас. В наше время эти лошади могут оказаться гонимыми гадаринскими свиньями, бегущими к обрыву. Подумайте об этом перед поездкой в Украину, а также над своими словами, сказанными во время интервью греческому изданию «То Вима»: «В какой-то момент ложь и пропаганда должны прекратиться перед правдой Церкви!»

Ваше Всесвятейшество! Мы благодарны Византии и греческому братскому, любимому нами православному народу, который по Воле Божьей приобщил наш народ к Истиной Православной Вере. Также мы уверены, что греки и другие балканские народы благодарны православным народам Российской Империи за освобождение от османского ига. Уповаем на Вашу мудрость и стремление врачевания смуты в большой православной семье. Еще не поздно остановить горячие головы и напомнить всем участникам вышеперечисленных процессов, что главной целью для всех нас являются мир и человеколюбие, служение Всевышнему у Единой Чаши.

О содержании вышеизложенного обращения к Вам, Ваше Всесвятейшество, считаем необходимым проинформировать всех Предстоятелей Поместных Православных Церквей и наших православных братьев и сестер. Напоминаем Вам также, что православные миряне Украины уже обращались к Вам перед проведением «Объединительного Собора», предупреждали о необходимости диалога и пагубности поспешности в угоду политическим интересам (письмо в дополнении).

Возможно, до Вас не доходит вопль и плач православных, получивших от Вас Томос, так вот, в дополнение предоставляем Вам перечень фактов душевных страданий и гонений со стороны власти, парамилитарных формирований в отношении православных Украины.

 

Подписи

  1. Деркач Андрей- народный депутат Украины ІІІ, ІV, V, VI, VII, VIII, IXсозывов. Президент международного фестиваля православного кино «Покров».
  2. Шуфрич Нестор — народный депутат Украины ІІІ, ІV, VI, VII, VIII, IXсозывов.
  3. Багинский Владислав Викторович – Глава Правления «Культурный центр Украины»
  4. Бенкендорф Егор – заслуженный деятель культуры
  5. Кононов Александр Евгеньевич – член Союза художников Украины
  6. Жарких Денис Юрьевич – писатель, телеведущий
  7. Мазурова Татьяна Алексеевна – редактор телепрограмм
  8. Пешко Анатолий Владимирович – академик и первый вице-президент Академии экономических наук Украины.
  9. Пиховшек Вячеслав – заслуженный журналист Украины
  10. Данилец Владимир – народный артист Украины
  11. Моисеенко Владимир – народный артист Украины
  12. Скворцов Дмитрий – журналист-обозреватель по православной тематике
  13. Зотиков Алексей – кинорежиссёр, автор свыше сорока фильмов на православную тематику, Лауреат Фестиваля православного кино «Покров», телеведущий
  14. Гавриленко Татьяна – художник
  15. Исупов Владимир – художник
  16. Дмитренко Ольга — заслуженная артистка Украины
  17. Гаврильчук Константин – Глава Путивльской ОТГ
  18. Бык Виктор — Глава Конотопского районного совета
  19. Добров Валентин — Депутат Сумского областного совета
  20. Слинченко Лариса – преподаватель Глуховского НПУ, кандидат педагогических наук, доцент
  21. Собко Елена Ивановна – директор благотворительной организации «Центр православной культуры» г. Днепр
  22. Канюкова Вера Дмитриевна – доцент кафедры терапевтической стоматологии Днепропетровской медицинской академии
  23. Дудник Анна Михайловна – психолог-логопед
  24. Вишневский Олег Брониславович — майор в отставке
  25. Дукельский Борис Романович — частный предприниматель г. Днепр
  26. Семченко Александр – журналист
  27. Василец Дмитрий    — журналист
  28. Запорощенко Александр — режиссёр и оператор

 

Оригинал письма.